Сосание пальца, особенно большого, является нормальным физиологическим рефлексом, который возникает в младенчестве и сохраняется примерно до 2-3 лет. Если это станет привычкой и будет длиться дольше, особенно когда появляются постоянные зубы, это может привести к нарушению прикуса. В данном материале мы объясняем, откуда возникает необходимость сосать большой палец, как это влияет на прикус и как заставить ребенка отказаться от этой привычки.
Сосание пальца ребенком начинается еще в утробе матери, и его можно наблюдать с 29-й недели беременности. К первому году жизни данный рефлекс присутствует почти у 1/3 всех младенцев.
Согласно исследованию, проведенному в Австралии (2018 г), около 30 процентов детей сосут палец в конце первого года жизни, а около 40 процентов используют пустышку. Однако к трем годам пропорции меняются, и младенцы сосут палец больше, чем соску, возможно, потому, что родители больше не дают ее так часто в этом возрасте. Среди опрошенных 4-летних детей 12 процентов сосали палец и только 4 процента использовали соску.*
*Baker E., Masso S., McLeod S., et. al. Пустышки, сосание большого пальца, кормление грудью и использование бутылочки: оральные сосательные привычки детей с фонологическими нарушениями и без них, Folia Phoniatrica et Logopaedica, 2018, 70 (3-4), 165-173
Откуда возникает необходимость сосать большой палец?
Сосание пальца – это физиологический рефлекс новорожденного. В первые месяцы жизни это происходит в основном во время сна, позже, то есть у детей старше одного года, также в течение дня.
Если привычка сохраняется дольше и наблюдается у детей в возрасте трех, четырех лет и старше, возможно есть связь с эмоциональными проблемами. Это может быть способом самоуспокоения ребенка в стрессовых ситуациях, например, когда он или она становится свидетелем ссоры или домашнего насилия.
Психоаналитические теории, создателем которых является Фрейд, рассматривают сосание пальца как форму проявления, так называемой «младенческой сексуальности».
Другая теория заключается в том, что сосание пальца младенца – это врожденное поведение, которое затем становится привычкой. Согласно другим теориям, данные проявления связаны с необходимостью рефлекторного отвлечения – т.е. когда ему скучно, он устал или беспокоится.
Чаще всего эта привычка проходит сама собой, когда ребенку исполняется около 4 лет.
Сосание большого пальца и неправильный прикус
Сосание пальца ребенком может вызвать дефекты костной ткани в развивающихся зубных рядах. Однако, когда эта привычка проходит достаточно рано, то есть не позднее 4-6 лет, такие дефекты, даже если они возникают, разрешаются самостоятельно.
Больший «вред» для прикуса может вызвать использование соски ребенком старше 2 лет. Это также способствует возникновению кариеса.
Но поскольку ребенок продолжает сосать большой палец, тогда, когда у него уже есть постоянные зубы, эта привычка может вызвать необратимые последствия для прикуса.
В том числе из-за мышц, работающих атипично, может произойти деформация кости челюсти и зубного ряда. В результате прикус после сосания большого пальца может стать дефектным и потребуется лечение у ортодонта
Могут быть такие аномалии, как протрузия передних зубов верхней челюсти, т.е. выступание режущего края, смещение лингвальной поверхности нижних резцов или боковой поперечный прикус в результате сужения челюсти, вызванного чрезмерной активностью мышц щеки.
Другие возможные эффекты от сосания большого пальца включают чрезмерный прикус и открытый прикус, что является результатом зажатия языка между зубными дугами. А так же открытый частичный передний прикус – ограниченный передним сегментом зубного ряда. Эти дефекты и вызываются длительным сосанием большого пальца.
Степень этих изменений зависит от того, как долго, как часто и насколько интенсивно ребенок сосет большой палец в течение дня.
Однако такая привычка напрямую не влияет на возникновение фонологических нарушений, то есть тех, которые связаны с распознаванием, дифференциацией и запоминанием акустических характеристик звуков и трудностями при чтении и письме. Эти типы нарушений вызваны нарушением работы нервных структур, расположенных в левой височной доле.
Также не было обнаружено связи между сосанием пальцев и риском развития среднего отита, хотя такая связь существует, когда ребенок использует соску.
Как мне заставить ребенка перестать сосать палец?
Сосание пальца ребенком может быть поводом для беспокойства родителей, но обычно он перестает делать это самостоятельно, и, как правило, нет необходимости от этого отучать. Если же привычка сохраняется длительное время, особенно в возрасте, когда у ребенка есть постоянные зубы, то тогда необходимо вмешаться.
Вы можете отучить ребенка, например, обмотав его пальцы пластырем или бинтом. На рынке также существуют специальные защитные силиконовые насадки и перчатки. Некоторые рекомендуют смазывать пальцы неприятным на вкус веществом, для этого можно преобрести специальный препарат для обработки ногтей и кутикул. Но последний способ работает, в основном только в раннем возрасте. А когда уже присутствует патологическая привычка, в позднем возрасте, связанная с поведением (например, ребенок не может заснуть, не пососав палец) – он малоэффективен.
У старших детей, дошкольного или школьного возраста, могут возникать эмоциональные или психические проблемы, вызванные сосанием большого пальца. Тогда стоит обратиться к специалисту, например, к детскому психологу, который поможет найти причины такого поведения.
Важно поддержать ребенка в устранении этой привычки, особенно – его готовность и активное сотрудничество в этом направлении. Родители должны избегать негативных комментариев, критики или насмешек в адрес своего ребенка за то, что он не может прекратить это занятие.
Хорошая идея – понаблюдать за ребенком, чтобы увидеть, когда появляется рефлекс сосания пальца, и попытаться отвлечь от него. Если это происходит, когда вашему ребенку скучно, рекомендуется занять его, а если он устал, помочь ему отдохнуть.
Терапия Баха, методы положительного подкрепления, отрицательная или конкурентная терапия могут быть полезны для того, чтобы отучить ребенка от этой привычки. Положительное подкрепление – это похвала или небольшое вознаграждение, данное ребенку за то, что он не сосет палец в определенный день. В старшем возрасте ребенок может самостоятельно записать ситуации, при которых это произошло, а затем применить положительное подкрепление, когда ему удастся устранить эту привычку.
Один из других методов психотерапии – выполнение действий, которые заменяют сосание пальца, например сжимание предметов.
Избавиться от этой привычки помогает использование брекетов, которые также и исправляют неправильный прикус.
При выборе метода, помогающего избавиться от привычки сосать большой палец, необходимо учитывать характер ребенка и готовность сотрудничать, а также его индивидуальные потребности. Для этого стоит посоветоваться со специалистом, например с детским стоматологом.
С уважением, коллектив клиники «Доктор Жуков» в Ростове-на-Дону.